Итоги II Уральской межрегиональной научно-практической конференции

0
541

25 октября 2017 г. в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история» (Свердловская область, г. Екатеринбург) состоялась вторая Уральская межрегиональная научно-практическая конференция «Комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в детской школе искусств: теория и практика». В конференции приняли участие более 120 человек, в том числе в дистанционной и заочной формах.

В числе участников были представлены 24 муниципальных образования Свердловской области: п. Большой Исток, п. Верхняя Пышма, Верхние Серги, п. Верхняя Синячиха, п. Восточный, г. Екатеринбург, г. Заречный, г. Каменск-Уральский, Камышлов, Краснотурьинск, г. Красноуфимск, г. Кушва, р.п. Малышева, г. Нижний Тагил, г. Первоуральск, г. Полевской, г. Ревда, пос. Рефтинский, г. Серов, р.п. Сосьва, г. Сухой Лог, г. Сысерть, п. Уралец, п. Шаля.

Из регионов в конференции приняли участие: Кемеровская область (г. Новокузнецк), Республика Коми (г. Вуктыл), Краснодарский край (ст. Брюховецкая), Московская область (г. Павловский Посад), г. Орел, Пермский край (г. Чайковский), Томская область (г. Стрежевой), Тюменская область (п. Боровский, г. Тюмень, с. Каскара), Ханты-Мансийский автономный округ (г. Нефтеюганск, г. Советский, г. Сургут), Челябинская область (г. Магнитогорск), Республика Чувашия (г. Новочебоксарск), Ямало-Ненецкий автономный округ (г. Новый Уренгой, г. Салехард).

Целью конференции явилась консолидация действий руководителей образовательных организаций сферы культуры и искусства, специалистов региональных органов власти, представителей служб психолого-медико-социального сопровождения, профессионального сообщества в процессе решения актуальных задач развития инклюзивного образования в детских школах искусств.

В задачи работы конференции входило рассмотрение теоретических и практических аспектов в организации инклюзивного образовательного процесса в школе искусств, обсуждение организационных и содержательных основ в практике образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

Организаторами конференции выступили Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области «Методический центр по художественному образованию» (г. Екатеринбург) при поддержке Министерства культуры Свердловской области.

Участники конференции заслушали доклады по нормативно-правовым аспектам управления инклюзивным процессом обучения детей в художественном образовании, возможностям и перспективам школы искусств как социального института в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пленарное заседание открылось приветственным словом начальника отдела профессионального искусства, художественного образования, творческих проектов и информатизации Министерства культуры Свердловской области Веры Константиновны Литовских. Она поблагодарила коллег за большую проделанную работу в данном направлении, отметила важность и значимость мероприятия и пожелала всем участникам конференции плодотворной работы.

В продолжение работы к профессиональному сообществу в формате видео приветствия обратилась генеральный директор института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук Ирина Ефимовна Домогацкая.

Наталья Валерьевна Клещева, директор ГБУК СО «Методический центр по художественному образованию» затронула проблемы организации образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в детских школах искусств Свердловской области, озвучила актуальные статистические данные по реализуемым программам и количеству обучающихся.

Инна Анатольевна Ахьямова, ректор Екатеринбургской академии современного искусства, доктор педагогических наук, представила опыт управления проблемами инклюзии в художественном образовании города Екатеринбурга. Владимир Владимирович Бутаков, директор Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие» выступил с докладом на тему «Арт-педагогика в детской школе искусств: мир равных возможностей», в котором рассказал о многолетней работе отделения «Свободного творческого развития».

Кроме этого, на пленарном заседании был заслушан доклад главного детского невролога Министерства здравоохранения Свердловской области Елены Александровны Дугиной на тему «Технологии социокультурной адаптации у детей в многопрофильном медицинском центре». Специалист  ГБОУ СО «Центр психолого-медико-социального сопровождения  (ЦПМСС) «Эхо» (г. Екатеринбург) Баженова Валентина Леонидовна, руководитель структурного подразделения «Региональный ресурсный центр развития доступной образовательной среды в системе образования Свердловской области» рассказала об особенностях создания инклюзивной среды в системе дополнительного образования детей на примере центра «Эхо».

Во второй части работы конференции был представлен практический опыт работы с детьми с различными ограничениями возможностей здоровья докладчиками из г. Екатеринбурга, Свердловской области, Пермского края, Санкт-Петербурга.

Специальный гость конференции, приглашенный эксперт Галина Владимировна Гринчак, директор ГБОУ ДОД «Охтинский центр эстетического воспитания» (г. Санкт-Петербург) рассказала о практике организации образовательного процесса в музыкальных классах для слепых и слабовидящих детей.

В рамках программы конференции состоялся небольшой концерт учащихся детских школ искусств Свердловской области с ограниченными возможностями здоровья. Участники концерта выступали в различных жанрах – это и инструментальное исполнительство, и художественное слово, и театрально-исполнительское искусство. Так, например, Дмитрий Максимовский (ДШИ №2, г. Каменск-Уральский) прочитал стихотворение «Он шел по улице и тихо плакал…» О. Николаевой, а Дмитрий Карамян (ДМШ №7 имени С.В. Рахманинова, г. Екатеринбург) и Татьяна Манаева (ДМШ №2, г. Нижний Тагил) исполнили на электронном клавишном инструменте фортепианные миниатюры.

Зрители тепло встретили выступление Михаила Черныша (ДМШ №11 имени М.А. Балакирева, г. Екатеринбург), который блестяще исполнил «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта на ксилофоне. Завершилась концертная программа ярким, пронизанным юмором номером актеров театральной мастерской «Алые паруса» по мотивам рассказа А.П. Чехова «Из огня да в полымя» (Александр Житников, Регина Ковалева, Александр Гусев, ЕДШИ №4 «АртСозвездие», г. Екатеринбург).

Для всех гостей конференции на главном экране демонстрировалась электронная выставка работ учащихся художественных отделений детских школ искусств и художественных школ региона, где были представлены лучшие работы обучающихся по общеразвивающим программам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, участники конференции имели возможность самостоятельно ознакомиться со всеми экспозициями мультимедийного исторического парка, вниманию гостей были представлены и экскурсионные программы – «Рюриковичи» и «Романовы».

В заключение работы участники конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования в системе детских школ искусств и выработали следующие рекомендации.

Министерству культуры Российской Федерации:

  1. Рассмотреть возможность совершенствования способов государственной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в детских школах искусств за счет создания грантовых программ и стипендиальных фондов.

Министерству культуры Свердловской области:

  1. Рассмотреть возможность поддержки проектов в сфере художественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья из средств областного бюджета.

Профессиональным образовательным организациям и учреждениям среднего и высшего образования в сфере культуры и искусства:

  1. Предусмотреть внедрение в образовательные программы модулей, курсов по выбору и факультативов по содержанию и технологиям инклюзивного образования.
  2. Предусмотреть разработку дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров системы художественного образования по направлению работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Методическому центру по художественному образованию Свердловской области:

  1. Организовать транслирование эффективного педагогического опыта в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством проведения курсов повышения квалификации для преподавателей, профессиональных конкурсов методического обеспечения учебного процесса с применением традиционных и инновационных технологий.

Органам муниципальной власти, уполномоченным в сфере культуры и искусства:

  1. Способствовать укреплению роли детской школы искусств как социального института для продвижения идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в обществе и в системе художественного образования.
  2. Совершенствовать формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения инновационных технологий обучения, включая дистанционные формы.

Подводя итоги II Уральской межрегиональной научно-практической конференции «Комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в детской школе искусств: теория и практика» следует отметить с одной стороны, широкий спектр обозначенной проблематики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. С другой стороны, высокую практическую значимость представленного опыта работы с применением как традиционных, так и инновационных технологий и методик обучения.

Тематика конференции позволила объединить интересы руководителей образовательных организаций сферы культуры и искусства; специалистов органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере культуры; специалистов региональных органов власти в сфере культуры; представителей служб психолого-медико-социального сопровождения и преподавателей детских школ искусств.

Логическим завершением работы конференции явились курсы повышения квалификации, организованные Методическим центром по художественному образованию совместно со специалистами  ГБОУ СО «Центр психолого-медико-социального сопровождения  (ЦПМСС) «Эхо» (г. Екатеринбург).

В рамках курсов Баженова Валентина Леонидовна, руководитель структурного подразделения «Региональный ресурсный центр развития доступной образовательной среды в системе образования Свердловской области» рассказала об основных требованиях к разработке и реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей; обозначила основные формы и методы организации деятельности с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования.

Заместитель директора по научно-методической работе и информационным технологиям, руководитель высшей категории, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации ГБОУ СО ЦПМСС «Эхо» Козлова Валентина Петровна раскрыла основные ограничения возможностей здоровья у детей, поделилась опытом реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ на примере совместного интерактивного социально-ориентированного творческого проекта преподавателей Разработка и реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями с учетом их особых образовательных потребностей «Реабилитация. Инклюзия. Творчество. Музыка» (РИТМ) для детей с нарушенным слухом ГБОУ СО «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» и ГАУК СО «Свердловская государственная академическая филармония».

Участники II Уральской межрегиональной научно-практической конференции «Комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в детской школе искусств: теория и практика» выразили благодарность организаторам конференции за предоставленную возможность принять участие в обсуждении эффективного опыта, перспектив внедрения и реализации инклюзивного подхода в образовательном пространстве детских школ искусств.

25-27 октября 2017 года, г. Екатеринбург

 

 

Оргкомитет конференции выражает благодарность за помощь в организации и проведении мероприятия компании «Онлайн-технологии», мультимедийному выставочному парку «Россия – моя история. Свердловская область» и всем участникам концертной программы.


Материалы конференции:

Клещева Наталья Валерьевна, директор ГБУК СО «Методический центр по художественному образованию». Доклад: «Организация образовательного пространства для детей с ОВЗ, обучающихся в ДШИ Свердловской области»

Ахьямова Инна Анатольевна, ректор Екатеринбургской академии современного искусства, доктор педагогических наук, доцент. Доклад: «Опыт управления проблемами инклюзии в художественном образовании г. Екатеринбурга» 

Гринчак Галина Владимировна, директор государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Охтинский центр эстетического воспитания», г. Санкт-Петербург. Доклад: «Организация образовательного процесса в музыкальных классах слепых и слабовидящих детей «Охтинского центра эстетического воспитания»

Баженова Валентина Леонидовна, заместитель директора ГБОУ СО «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо», руководитель регионального ресурсного центра развития доступной образовательной среды в системе образования Свердловской области, г. Екатеринбург. Доклад: «Особенности создания инклюзивной среды в системе дополнительного образования детей» 

Дугина Елена Александровна, главный детский невролог Министерства здравоохранения Свердловской области. Доклад: «Технологии социокультурной адаптации у детей в многопрофильном медицинском центре»

Куреннова Яна Сергеевна, преподаватель МАУК ДО «Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие». Доклад: «Из опыта работы с детьми с ОВЗ в детской школе искусств»

Евтехова Татьяна Михайловна, педагог-психолог высшей категории; член территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; преподаватель Института переподготовки и повышения квалификации УрФУ. Доклад: «Обучение в детской школе искусств как фактор социализации и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Киселева Светлана Олеговна, зав. отделением дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс», г. Екатеринбург. Доклад: Основные направления и формы реализации дополнительного образования детей с ОВЗ в условиях отделения дополнительного образования  ГБУ СО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Лебедева Екатерина Михайловна, педагог дополнительного образования ГБУ СО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», г. Екатеринбург. Доклад: «Обучение изобразительному искусству детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий»

Конькова Ирина Петровна, преподаватель ЕДШИ № 14 имени Г. В. Свиридова, г. Екатеринбург. Доклад: «Из опыта работы над проектом с детьми с ментальными нарушениями»

Михалевич Наталья Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ ДО ДМШ № 2, г. Нижний Тагил. Доклад: «Инклюзивные практики в условиях детской школы искусств»

Субботина Татьяна Михайловна, директор МАУ ДО «Детская школа искусств № 2, г. Каменск-Уральский. Доклад: «Опыт инклюзии: фестиваль «Мы вместе» как пример взаимодействия обучающихся детских школ искусств с социумом»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Ваш комментарий
Ваше имя